"Вино1 Аллаха2"
Эль-а'авер. Талбис Иблис.
Гульшан-и рац. Цат-и Шайтан3.
Пей вино Аллаха и вдыхай священный божий дым,
Который отраву зелёных теней рая в себя целиком впитал.
Знай: всё неистинно и всё дозволенно –
Так в своей книге лжи старик с горы читал.
Эль-а'авер. Талбис Иблис4.
Гульшан-и рац. Цат-и Шайтан5.
Я цат-и Шайтан.
Пей вино Аллаха и вдыхай священный божий дым,
Который отраву зелёных теней рая в себя целиком впитал.
Знай: всё неистинно и всё дозволенно –
Так в своей книге лжи старик с горы читал.
И нектар Аллаха в моих снах бежит,
Родник этого рая в потоках неизвестности сокрыт.
Вино выступает как символ крови, густой красной жидкости, несущей с собой жизнь; также – это символ жертвоприношения, жертвы. Вино у Омара Хайяма – агент мистического опьянения. Опьянение даёт возможность человеку войти в экстатическое состояние, присущее богам. У суфиев виноград характеризует низшую ступень на пути продвижения к Богу, вино – высшую. ("Энциклопедия символов, знаков, эмблем" 2000 г.)
Аллах (Aluqah), 1) в древнеарабской мифологии верховное божество, почитавшееся в Северной и Центральной Аравии как бог-предок и демиург, бог неба и дождя. А. – создатель мира и людей, глава и отец богов. Он воспринимался как бог, далёкий от людей, и но был покровителем какой-либо определённой этнической группы; святилищ А., очевидно, не существовало. Супругой А. считалась Аллат (у арабов Сирийской пустыни) или Узза (на юге Центральной Аравии); в других районах они наряду с Манат почитались как дочери А. Слово "А.", по-видимому, является заменой запретного имени божества и образовано из нарицательного "илах" ("бог") с определённым артиклем, что означает "этот бог", "бог по преимуществу". Неясно, однако, всегда ли "А." называлось одно североарабское божество или так именовались разные локальные боги со сходными функциями (во многих местностях А. отождествлялся с главными местными богами – хозяевами страны, например с Хубалом, возможно, с Душарой). Вероятнее всего, "А." стало именем божества, появившегося уже в поздней древнеарабской мифологии в результате слияния верховных местных богов. А. иногда отождествлялся с единым богом у стихийных аравийских монотеистов – ханифов. В Мекке А. (по-видимому, как А.-Хубал) особо почитался среди всех прочих богов. Последние обстоятельства наряду со спецификой этого божества ("оторванность" его от людей, несвязанность с определённой этнической группой, отсутствие святилищ) использовал Мухаммад, соединив, таким образом, элементы доисламских верований с монотеизмом мусульманской мифологии. В мусульманской мифологии единый бог, который считается иден-тичным богу иудеев и христиан. 2) Коран резко подчёркивает единственность А. Он всемогущ, всесущ, всеобъемлющ, вечен, единосущ. У него "нет никаких сотоварищей", "превыше он того, что... ему придают в соучастники" (9 : 31). Признавать существо-вание сотоварищей А.– главное преступление против ислама. Особо осуждаются и отвергаются попавшие в уста Мухаммада (по злому умыслу Иблиса} фразы (позднее отменённые), в которых дочерьми А. были названы три древнеаравийскне богини Аллат, Узза и Манат. А. является в первую очередь твор-цом и господином страшного суда. А. сотворил мир, состоящий из земной и верхней (из семи небес, над которыми помещается его трон) сфер, ад (джаханнам) и рай {джанна), ангелов (малайки), людей; он даровал человечеству блага природы и научил ими пользоваться, предопределил судьбу каждого человека. Людям свойственно забывать А., поэтому он время от времени избирает из них своих посланников-пророков, в их числе Адам (первый), Ибрахим, Муса, Иса, Мухаммад (последний). Отказывавшимся слушать пророков А. посылал наказание. Люди искажали учение пророков и истинный образ А.: христиане обожествили Ису, иудеи не следовали заветам Мусы, жители Аравии превратили Каабу – символ единого бога – в святилище многих богов, которых приравнивали к А. Вернуть людей к истинной вере – миссия Мухаммада. В "конце света" А. воскресит мёртвых и будет творить страшный суд. Коран постоянно возвращается к темам творения, суда и воздаяния, совершенства А., его единственности и единства, всемогущества и милосердия. Особо выделяются знамения всесилия А. и его "прекрасные имена", через которые только и открывается человеку сущность А. Он одновременно и страшен, и милостив. А.– "покровитель", "путеводитель", "лучшее прибежище". Большинство мусульманских богословов склонялось и аллегорическому толкованию упоминаний рук, лица, глаз, трона А. Достаточно веских оснований видеть в этих выражениях рудименты более древних представлений об А. не имеется. ("Мифологический словарь" 1992 г.)
Часть на арабском языке означает "Приди, Иблис. Приди, Шайтан, приди дикий Шайтан". (Ahriman)
Иблис (Iblis), в мусульманской мифологии дьявол; в Коране и других текстах употребляется наряду с другим обозначением дьявола – шайтан. И. постоянно называется "врагом Аллаха" или просто "врагом". Мусульманская формула – "Прибегаю к Аллаху от шайтана, побиваемого камнями" – восходит к легенде о том, как Ибрахим камнями прогнал дьявола в долине Мина около Мекки. Согласно Корану, И. первоначально был ангелом, но отказался выполнить приказ Аллаха и поклониться созданному Аллахом Адаму, заявив: "Я – лучше его: ты создал меня из огня, а его создал из глины". За это И. был изгнан с небес и поклялся повсюду совращать людей. Пробравшись в рай (джанна), он совратил Адама и Хавву в кораническом эпизоде поклонения ангелов дьявол назван И., а в эпизоде грехопадения – шайтан). Наказание И. отложено до дня Страшного суда, когда И. вместе с грешниками будет низвергнут в ад (джахапнам). Послекораническое предание рассказывает, что до своего падения И. звался Азазил или ал-Харис, он был послан на землю подавить мятеж джиннов, но, возгордившись своей властью на земле, ослушался Аллаха. В другом предании И. – джинн, пробравшийся на небеса. Наряду с И. существуют второстепенные злые духи. Согласно преданию, И. живёт на земле в нечистых местах – в руинах, на кладбищах. Его еда – то, что приносят в жертву, питьё – вино, развлечения – музыка, танцы. И. способен размножаться, порождая джиннов, шайтанов. Традиция связывает И. с Даджжалом. ("Мифологический словарь" 1992 г.)
Шайтан (Shaitan), в мусульманской мифологии одно из имён дьявола, а также одна из категорий джиннов. Слово "шайтан" родственно библейскому термину сатана. По представлению мусульман каждого человека сопровождают ангел и шайтан, побуждающие его соответственно к добрым и нечестивым поступкам. Шайтаны могут появляться в человеческом обличье, иногда имеют имена. Было распространено поверье, что поэты и прорицатели повторяют слова, внушаемые им шайтанами. ("Мифологический словарь" 1992 г.)