"Мы действительно достаточно демократичны, и в нашем коллективе большая свобода действий, но эта свобода определенного характера – никто из нас не делает только то, что ему нравится."
"Мы действительно достаточно демократичны, и в нашем коллективе большая свобода действий, но эта свобода определенного характера – никто из нас не делает только то, что ему нравится."
В 1996 году мир тяжелого металла был взорван мощной бомбой. Имя ей – "Theli", как назывался новый альбом группы Therion. Невероятно удачно соединив металлические риффы, оркестровые партии, многочисленные хоры и голоса оперных солистов, лидер группы Кристофер Йонссон (Christofer Johnsson), выдал, как говорится, "на гора" один из самых удачных и на сегодняшний момент альбомов симфо-металлического направления, обозначив тем самым путь развития и своей группы и, возможно, ряда последователей. Это был не первый альбом группы, но именно он произвел настоящий фурор, ничего похожего на тот момент не существовало, и группа моментально стала лидером стиля, ею же, по сути, и предложенного.
В последующий период Therion записали несколько разной успешности альбомов, дали сотни концертов, среди которых – выступления с симфоническим оркестром и хором. Кристофер Йонссон завоевал репутацию одного из самых талантливых и смелых композиторов в мире металла, а возможно, и не только в нем. Шли годы, и в 2007 году группе пришло время праздновать свое двадцатилетие. Это событие решено было отметить туром, основой для сета которого стал, наверное, наиболее значимый альбом "Theli", целиком исполнявшийся во время шоу. Кроме этого, Кристофером Йонссоном для поклонников был подготовлен ряд сюрпризов, таких как приглашение на разные концерты тура оригинальных музыкантов с некоторых альбомов, друзей группы, и даже танцовщицы, исполнительницы танца живота.
Всего в течение "Adulruna Rediviva – 20 Year Celebration Tour" группой предполагалось дать 16 концертов в разных городах Европы. Собственно, столько и состоялось.
На одном из этих шоу, втором по счету, нам удалось побывать. Гиг состоялся в Германии, в городе Мемминген, в клубе под названием "Kaminwerk".
Мемминген расположен в 110 км к западу от Мюнхена, имеет население около 40 000 и, на первый взгляд, может показаться странным выбор для шоу такого далекого от шумной жизни местечка. Но, как оказалось, клуб "Kaminwerk" живет очень активной концертной жизнью, за 2 года его существования в нем состоялось множество выступлений известных европейских команд. Благодаря удобному расположению клуба, на концерты в него съезжаются поклонники тяжрока едва ли не со всей Баварии, обеспечивая тем самым достаточное для выступлений наполнение зала.
Выход Therion был назначен на 21 час местного времени, и ровно в это время группа появилась на сцене. Но, справедливости ради, надо отметить, что за час до выступления главных героев на сцену вышла разогревающая их группа The Vision Bleak, которая бодренько отыграла свой сет, показав неплохое умение играть мрачную и мелодичную музыку, и, не успев никому надоесть, исчезла за кулисами. Запомнилась их композиция "Kutulu" – перед ее началом вокалист группы попросил всю толпу несколько раз прокричать "Ku-tu-lu!", и на протяжении всей песни подобный трюк повторялся неоднократно.
Техники, облаченные в монашеские рясы, шустро забегали, осуществляя последние приготовления к главному событию вечера. Традиционный для концертов Therion задник сцены изображал мрачную готическую церковь, один из синтезаторов был декорирован под церковный орган, верхнюю часть другого венчала козлиная голова. Попахивало Бафометом. В стороне многообещающе возвышались деревянные колодки – орудие средневековой инквизиции...
Зазвучало вступление к первой композиции, под звуки которого начали появляться участники долгожданного шоу. Первыми шли, держа в руках черные флаги, два странных животных, одно из которых имело голову козла, и, вероятно, символизировало собой Бафомета, а второе имело голову лося или оленя. Тела же были вполне себе женскими – по крайней мере, явные признаки таковых были в наличии. Вездесущие техники-монахи приковали зверей цепями к постаментам справа и слева фронта сцены – а то мало ли что... Музыканты уже вышли, зазвучала "The Rise Of Sodom And Gomorrah" – шоу началось!
С самого начала на сцене появилась танцовщица Ариен (Arien), облаченная в накидку в виде золотых крыльев. Смотреть на ее танец было довольно занятно. Она кружилась в центре сцены, взмахивая своими "крыльями", добавляя драйва и не забывая про свои прямые обязанности – танец живота! На протяжении концерта она выходила еще в нескольких песнях, где-то вытанцовывала впереди сцены, где-то оставалась на заднем плане, но всегда была вполне заметна. Трудно однозначно оценить художественную сторону ее присутствия, но совершенно точно она добавляла оригинальности и яркости в шоу, да и восточные мотивы в музыке Therion вполне оправдывали наличие танцовщицы такого стиля.
Вслед за величественным и патетичным началом с ходу последовала более жизнерадостная "Son Of The Sun" с альбома "Sirius B". После чего Сноуи Шау представил поочередно всех участников концерта, а его самого представил Кристофер.
Далее прозвучала связка из двух песен с альбома "Secret Of The Runes" – медленной и красивой "Midgard" и более быстрой и тяжелой "Asgard".
Следующим номером была "Wine Of Aluqah", с самого, пожалуй, симфоничного альбома группы "Vovin". Основой для композиции служит достаточно простой, но быстрый и жесткий рифф, песня вполне драйвовая, да и оперного пения там хватает.
Тут, кстати, сделаем небольшое "оперное" отступление, так сказать, для ценителей и понимателей. Предыдущая солистка Therion, Карин Фьелландер (Karin Fjellander), обладала голосом меццо-сопрано. У нынешней же примы группы Лори Льюис (Lori Lewis) – сопрано, понимаете, лирическое. Это несколько изменило звучание песен на концертах. Изменилось оно, разумеется, не в худшую и не в лучшую сторону, а просто стало другим. Вообще, о Лори стоит сказать чуть подробнее. Она сравнительно новый персонаж на металлической сцене, услышать её можно пока только на одном альбоме – "Dawn Of The New Athens" группы Aesma Daeva. Therion с этой группой познакомились ещё до того, как туда пришла Лори, во время турне по США и Канаде в 2005 году. Видимо, общение вышло позитивным, потому как в 2007 Кристофер пригласил Лори в Therion в качестве турового сопрано, а её группа снова поддерживала Therion в США и Канаде во время их мирового турне "Gothic Kabbalah 2007". Российский зритель знает Лори немного – только по одному московскому концерту, но на Западе она очень популярна среди фанатов Therion, ибо на концертах действительно хороша!
Была она великолепна и в этот вечер. Не только ее поставленный оперный вокал, но и жесты, грация, улыбка притягивают внимание зрителей. В отличие от своей предшественницы, на сцене Лори более раскрепощена, чем это принято у оперных див. В паузах своих партий она может общаться с музыкантами, шутить, под нос напевать чужие партии, визуально общаться с публикой. Лори источает огромное количество позитива, и порой начинает казаться, что ты смотришь ее сольный концерт и все внимание аудитории приковано только к ней. Учитывая сопутствующую эйфорию от самого концерта, впечатлительный зритель запоминает Лори как одно из основных впечатлений и переживаний вечера.
Но концерт Therion насыщен большим количеством и прочего позитива, и зрителю вовремя его предоставляют – для торжества справедливости. Чего только стоит приглашенный на время тура клавишник Ферди Доернберг (Ferdy Doernberg) (Uli Jon Roth, Axel Rudi Pell, Rough Silk и т.д.). Поскольку ранее группа обходилась на сцене без клавишных инструментов, Кристофер дописал некоторые партии для них специально к туру. Это дало возможность во время концерта не только услышать "живые" звуки органа в некоторых произведениях, но и добавило специфическую окраску в концертное звучание группы. Облаченный в монашескую рясу, с крестами на висках и огромными черными кругами вокруг глаз, Доернберг выглядел довольно зловеще, хотя и несколько комично. Публика по достоинству оценила виртуозность исполнения и множество импровизаций, предложенных Ферди. Не всегда взгляд останавливался на удаленной части сцены, но когда ухо улавливало нечто оригинальное в звучании клавишных, то этот самый взгляд непременно мог увидеть, как вдохновенно играет Ферди, порой размахивая руками, поднимая их высоко над головой и бросая на клавиши своего инструмента, как ястреб бросается за добычей.
Во мраке зазвучали трубы церковного органа... Под их аккомпанемент оторвавшиеся от цепей звери заковывали в колодки Сноуи Шау (Snowy Shaw). Столь нечеловечное отношение с персонажем было обусловлено сюжетом следующей песни "Wisdom And The Cage", в которой самому Сноуи отводилась главная роль. С началом композиции лосе-козло-головые существа, до тех пор выглядевшие достаточно мирными, стали "истязать" несчастного Шау! Под их беспощадными "ударами" Герой запел: "I am trapped in matters cage / I am locked in heavy chains", что вполне, как вы понимаете, соответствовало действительности, хотя в самой песне речь идет скорее о неких ментальных оковах, нежели физических. Надо заметить, что в столь трудном для нормального пения положении Сноуи вполне справился с поставленной задачей и сумел своим волшебным вокалом призвать на помощь Софию. (Для тех, кто хочет ознакомиться с текстом песни – здесь это можно сделать.) Можно было ожидать, что спасительной Софией окажется Лори Льюис, но... Лори пела, а спасением Сноуи занялся Томас Викстрём. Он храбро набросился с плеткой на зверей, нанес им крайне легкие телесные повреждения, прогнал их и освободил Героя! Вот такое, можно сказать, нехитрое представление показала группа во время исполнения песни, но оно было воспринято очень положительно, а Сноуи, освобожденный "from the carnal darkness in the shades of reflections", удостоился оглушительного приветствия страшно переживающей за его судьбу публики.
Вообще, публика в "Kaminwerk" была достаточно бодрая. Конечно, не как наша, отечественная, но вполне себе. Все события на сцене приветствовались горячо и шумно, реакция на призывы музыкантов поддержать выступление была, как полагается, бурная. Так что немцы не разочаровали. Правда, как выяснилось несколько позже, такая публика есть не во всех немецких городах.
Вдогонку за "Wisdom And The Cage" понеслись две части "Kali Yuga", а затем... ее третья часть! Да, к этому туру Кристофером была подготовлена одна новая композиция – "Kali Yuga part 3". Неизвестно, удастся ли услышать эту композицию на каком-либо альбоме группы, а быть может, у Кристофера есть в загашнике еще десяток частей, и когда-нибудь мы услышим альбом "Kali Yuga", состоящий из одних калиюг.
Не последняя роль в исполнении "Kali Yuga" отводилась Петру Ваврженюку (Piotr Wawrzeniuk из Mayhem). Петр был барабанщиком оригинального состава группы на альбоме "Theli". Также ему принадлежит ряд вокальных партий на этом и некоторых других альбомах. В туре "AR-20YCT" Петру была отведена роль одного из приглашенных вокалистов. Надо сказать, что справился он с ней блестяще! Обладая оригинальным и достаточно запоминающимся тембром голоса, который украсил ряд альбомов группы, он и в живом выступлении показал, что отлично владеет голосом. Более того, на концерте он звучал даже более роскошно. Пожалуй, звездной минутой Петра было исполнение "Lemuria", само представление которой явилось одним из сюрпризов проходящего тура.
Как только замолкли последние аккорды теперь уже трилогии "Kali Yuga", Кристофер, Сноуи и братья Ниеманны с акустическими гитарами в руках присели вдоль сцены и очень душевно сыграли "unplugged" версию любимой многими "Lemuria". Забавный эпизод: когда музыканты расселись с гитарами, Сноуи Шау, показательно пересчитав гитары на сцене, сказал что-то вроде: "О! У нас тут сегодня 666 гитар!" Плохо у товарища с математикой!
После недолгого путешествия в Лемурию, публике была представлена эпическая "Via Nocturna". Она плавно перешла в красивую "An Arrow From The Sun", вслед за которой раскатистыми риффами зарокотал "Typhon".
Прогремел "Ginnungagap" с альбома "Secret Of The Runes", Кристофер объявил, что группа удаляется на 10 минут. Антракт.
Спустя ровно обозначенное Кристофером время, послышались звуки духовых и клавишных инструментов – зазвучала "Preludium". Под ее аккомпанемент группа во второй раз за вечер появилась на сцене, чтобы отыграть главную часть своего юбилейного шоу.
Нет смысла рассказывать обо всех подряд композициях, прозвучавших в этот вечер. Альбом "Theli" хорошо знаком поклонникам группы и почти всеми любим. Выделим лишь наиболее интересные.
Как вы догадываетесь, вторая композиция с "Theli" – это настоящий терионовский хит – "To Mega Therion". Эта песня непременно играется на всех концертах группы, фанаты ее любят и ждут, а тут она была в крайне обязательном порядке.
Как известно, в Therion недавно произошли изменения вокального состава – Матса Левена (Mats Levén) заменил Томас Викстрём (Tomas Vikström). Так вот хит (то бишь "To Mega Therion") нисколько не пострадал от этого. У Томаса по-настоящему сильный голос, он может и "металлически" крикнуть, и "оперно" протянуть.
Трудно теперь сказать, сделался ли уход Матса непредвиденной потерей для группы или это напротив был запланированный ход Кристофера Йонссона, но Томас Викстрём пришелся явно ко двору. Его мощный вокал, наиболее известный в металлической среде по альбому Candlemass 1992 года "Chapter VI", вероятно, даже больше подходит к музыке Therion, чем голос Матса, так как диапазон голоса Томаса несколько иной, особенно выгодно звучат партии, требующие низкого вокала. Матс – очень харизматичная фигура на "тяжелой" сцене – он настоящий хеви-металл фронтмен. Но Томас, имея богатый опыт выступлений в оперетте и мюзиклах, выгодно вписался в шоу группы, которое Кристофер стремится по возможности театрализовать. Сравнивать их бесполезно, наверное, было бы лучше, если бы они вместе выступали в Therion.
Если первая часть концерта, показалось, пролетела за одно мгновение, то на звучание второй части ушло времени и того меньше. Песни менялись одна за другой, беспрерывно, – так, как это бывает при прослушивании альбома на диске. Вокальные и инструментальные партии выстроились в одну большую длинную композицию. Все участники шоу работали как единый механизм, который неумолимо поднимал всех присутствующих на пик безумного восторга. Восхищение от происходящего делало течение времени совсем незаметным. Казалось, только-только отзвучала "Cults Of The Shadow", во время вступления которой внимание публики было ненадолго приковано к басисту Йохану Ниеманну (Johan Niemann), как уже мы слышим завершающее соло из "Invocation Of Naamah". А дальше...
"The Siren Of The Woods" – не обязательная композиция для концертных программ группы, но для альбома "Theli" это едва ли не второй по значимости, после "To Mega Therion", номер. Как не трудно догадаться, роль солистов для этой песни в нынешнем составе группы отводится Томасу Викстрёму и Лори Льюис. Во время исполнения Томас и Лори изобразили некий романтический диалог, то протягивая друг другу руки, то воздевая их к небу. Потом Томас был повергнут на землю, вероятно, безответной любовью, потом все-таки ожил, вероятно, уже благодаря любви ответной. Правда, текст песни совсем не о любви, но поскольку ассирийский мало кто понимает, а атмосфера способствует, то получилась романтическая история. В этой композиции очень красивые вокальные партии, но, возможно, наиболее важным тут является душевность исполнения. Всю полноту этой душевности музыканты в достаточной мере продемонстрировали, не заставив зрителя усомниться в искренности проявляемых на сцене чувств.
Необходимо упомянуть, что вторая часть концерта проходила без лосе-козло– головых персонажей, но зато на сцене стала в некоторых песнях появляться девушка-модель по имени Hnoss, которая присутствовала на фото к альбому "Gothic Kabbalah", а также на всевозможных промо-материалах. Она изображала вторую соло-певицу, но, как вы понимаете, ничего не пела, а только лишь открывала свой симпатичный ротик под пение Лори.
Пришло время и для финала. Великого финала, ибо так, как вы знаете, называется завершающая композиция с альбома – "Grand Finale / Postludium".
Музыканты быстро ушли со сцены, чтобы спустя буквально пару минут вернуться под оглушающий рев толпы, ибо закончился "Theli", но не сам концерт!
На закуску остались еще блюда для гурманов от маэстро Кристофера Йонссона. Первым было подано премьерное концертное исполнение наиэпичнейшей из всех эпических произведений Therion – "Adulruna Rediviva" с последнего альбома группы "Gothic Kabbalah". В этой композиции, длящейся более 13 минут, было где разгуляться абсолютно всем музыкантам! Клавишные пассажи, хоровое и сольное пение, гитарные соло, мастерски исполненные Кристианом Ниеманном (Kristian Niemann), драйв и помпезность – все это есть в этом произведении, которое стало, можно сказать, квинтэссенцией композиционных изысков Кристофера Йонссона.
Справедливости ради, а может, и в виде интересной информации, следует сказать, что изначально премьера "Adulruna Rediviva" планировалась на летнем концерте с симфоническим оркестром в городе Мишкольце в Венгрии. Но по причине возникших технических сложностей премьера не состоялась, и она случилась в туре, посвященном двадцатилетию группы.
А завершился концерт кавер-версией аббовской "Summernight City", которую группа весело и задорно, с вокальной поддержкой публики, исполнила, раскланялась, раздала воздушных поцелуев, получила мегатонны аплодисментов, радостных улыбок и восторженных криков и удалилась за сцену. Музыкантов впереди ждало продолжение тура, новые города, а у довольных поклонников, побывавших на шоу, остались воспоминания о действительно отличном концерте великолепной группы.
Концерт закончился, но для нас это было еще не все. Спустя приблизительно полчаса после окончания кое-кто из музыкантов появился в зале уже в роли выпивающе-отдыхающей публики. Первым был Томас Викстрем. Наша команда быстрого реагирования быстро отреагировала на это событие, мы подошли к нему, поблагодарили за шоу, сделали обязательные фото. Тут же высказали мнение, что он крайне удачно вписался в группу, на что Томас ответил, что сам впервые услышал Therion только тогда, когда Кристофер Йонссон прислал ему несколько песен с предложением стать вокалистом группы. Еще он рассказал, что это шоу понравилось ему куда больше, чем предыдущее, в Глаухау, – мол, там публика совсем "мертвая" и вообще было скучновато. Тут мы ловко вручили Томасу "true Russian gift" – бутылку водки. Он невероятно обрадовался этому подарку, тут же попозировал с объектом. Вообще Томас показал себя общительным и веселым человеком. Забавным оказался следующий эпизод. Менеджер клуба Matthias Ressler (спасибо ему за помощь в получении аккредитации) предложил нам совместно с Томасом попробовать традиционный баварский напиток – шнапс, настоянный на перце (или, возможно, наоборот – уж очень он оказался забористый). После дружного употребления напитка все сразу оценили силу оного, и, честно признаться, возникло желание залить водой пылающий огонь. Предложили воды Томасу, на что тот заявил, что он настоящий викинг и ему все нипочем. Вот такой он, оказывается.
Появился Кристофер. Он не стал "выходить в народ", а остался стоять прямо за стойкой бара, в задней части концертного зала. Кристофер – дядька крайне серьезный, и на нашу шутку – мол, парень, налей, плиз, пивка – не отреагировал. А может, просто не услышал. Мы искренне поблагодарили его за концерт, сказали, что все было отлично, а также поинтересовались перспективами DVD с "классического" шоу группы в Венгрии. Релиз планируется на лето, и мы его продолжаем с нетерпением ждать. Больше с расспросами к нему не приставали, единственное, чем мы еще озадачили Кристофера – это автограф на барабанной палочке – трофее с концерта.
Последним был пойман Сноуи Шау. После вручения еще одного "true Russian gift" был произведен блиц-опрос среди него, который показал, что Сноуи по-прежнему планирует сотрудничать с Матсом Левеном в их совместном проекте, но сейчас очень занят. В частности, зимой он собирается барабанить в туре группы Deathstars, в том числе и на концерте в Санкт-Петербурге.
В общем, у всех свои планы, музыкальная и прочая жизнь продолжится в новом году, с которым мы все вас и поздравляем!
Great thanks to Matthias Ressler from Kaminwerk club for press accreditation and overall hospitality for our team. (Выражаем благодарность Маттиасу Ресслеру из клуба Каминверк за организацию пресс-аккредитации на концерт и тёплый приём.)
В подготовке материала также участвовали: Bodomic, Павел "der wahrer Wiking", Илья Максимов, Олег "Sadist".
Автор: Behemothic
Источник: metallibrary.ru