Зазвучали робкие минорные аккорды "The Siren Of The Woods" и что-то внутри дрогнуло. Конечно, голос плыл не столь тонко и печально, как 14 лет назад, ведь и воды утекло так много – Кристофер Йонссон легко расправился с десятками инструменталистов, вовсе не суля вечность новым. Но что-то воистину магическое в этом перформансе было: тем более для тех меломанов, которые и надеяться перестали на визит шведского адепта "Ордена Красного дракона" за полторы декады. Кто подсел на эскадроны оперных певцов и лес мифологических знаков после академического "Secret Of The Runes" (2001) или совсем трендовых "Lemuria" с "Sirius B" (2004), нелегко представить себе, чем оказались Therion в середине 90-х.
Симфо-метал давно разъедает себя изнутри перелопачиванием Вагнера с Моцартом, лишние деньги позволили ни в чём себе не отказывать. Тогда "Theli" в голове разорвался осколочной гранатой, рванув с пост-Celtic Frost'овского "Beauty In Black" на невспаханное пространство за какой-то год. Такая перестройка стала сродни советской – из андеграунда коммунальных кухонь вытекли масштабные реформы. Теперь Йонссон – респектабельный буржуа, сменивший майку с пентаграммами на одеяние зажиточного лондонского обывателя конца XIX века и срезавший длинные волосы. Чёрные стёкла пенсне, манишка, костюм и цилиндр смотрятся на нём как влитые. А под своим крылом гитарист, на досуге почитывающий масонские книги, собрал, пожалуй, самую пёструю команду на современной сцене.
Блондинистый ударник с чёрными усами Сноуи Шоу, который мало того, что не стучит здесь, а поёт, так ещё и поражает эксцентрикой своих выходок. 24 августа 2010 года он целый день успел побыть басистом Dimmu Borgir, но на утро 25-го передумал и вернулся. Томас Викстрём – певец с четырьмя октавами на борту, пришедший из мюзиклов в Candlemass, когда Марколин откинулся первый раз. Кто ещё кроме этого фронтмена из мира тяжёлой музыки может похвастаться исполнением партий Чипа с Дейлом да Винни-Пуха в шведских версиях диснеевских мультиков? И две дамы, харизматические от завязок на одежде до кончиков маникюра – как на подбор пухлая, но низкорослая, и высокая, но обычного телосложения. Уже не говоря о недавно ушедшем кудеснике вокала Матсе Левене и том же Мессии, который концертировал с коллективом в прошлом. Прямо театральная труппа.
Я шут, я Hellequin, я просто...
Никто даже не успел испугаться. Ровно в восемь сет, не став подыскивать адекватных радиаторов на разогрев, вынырнул из психоделического мрака, подчёркнутого весьма серьёзным творчеством (даже не работой) прожекторов. Отменный свет – первое, что, как ни странно, бросилось в глаза. Практически к каждой вещи подобрали свою на редкость модную одежку. Густая синева с прослойками пурпура и желтизна инструментов на "Sitra Ahra", сжигающая краснота "Wine Of Aluqah", голубая бездна "Typhon" и аппетитнейший малиновый сироп "The Perennial Sophia". Менявшимся калейдоскопом палитры можно было наслаждаться все два часа, пока музыканты с одним коротким перерывом бороздили сценические просторы. Каждый актёр в этой труппе был в поле зрения светотехников – не забыли никого. Катарина Лилья в обнимку со Сноуи Шоу вырывались из темноты лучом, Викстрём плавал на переднем крае, разорванный на два цвета, по-снайперски в нужный участок подмостков отправлялись облака тумана, а затем прожекторы статично чертили лазурные конусы из правого верхнего угла в левый нижний. Отчасти светопреставление могло прожить вечер и без Йонссона сотоварищи.
Второй комплимент заслужил звук. На то, чтобы отстроить его под толпу, ушло не более трёх композиций. Фонил голос, расплывались гитары, но упитанный звукорез из Швеции, который зажал лежавший у него единственный сет-лист (на сцене бумажек не оказалось), быстро справился с задачей. Началась лепота, подчёркнутая отменной инсценировкой атмосферы каждого диска. Бичом многих команд, которые эволюционируют из альбома в альбом, является усреднёнка. Сколько бы Amorphis не играли темы с первого диска, они всё равно проходят при модерн-роковом звуке позднего творчества. У Therion же было не так. "Theli" рвался риффовым зверем из клетки, увлекая мощью в сочетании с пафосом. Финал в виде ожидаемой "To Mega Therion" поднял тонус на недосягаемую высоту. На "Vovin" (1998) опускалась деликатная, мрачно-грустная пелена, свойственная лишь этому номеру в дискографии шведов. "Secret Of The Runes" светился нордической эпичностью, а "Lemuria" с её братом "Sirius B" и общим ребёнком "Sitra Ahra" проходили стройно и по-мейнстримовому, как тому и положено быть.
Система Станиславского
К каноническому звучанию тем Therion не цеплялись. Даром что вокалисты изменились, но и двое из ларца – Шоу и Викстрём – заменяли целый хор мужских голосов. Первый оказался традиционно артистичным, пытался самовольно расшевелить публику в конце, но она в целом не очень хорошо знала непонятные слова, взятые из Каббалы и прочих секретных мифологических традиций. Второй работал и за оперного дядю, благо папа у него таким и был (притом очень известным в Швеции), и поднимался до трёх с половиной октав. Пару раз демонстрировал сверхзвук на манер молодого Хэлфорда. Часть вещей играли с некой корректировкой – к примеру, из "The Siren Of The Woods" вырезали пару минут, украдкой сократив серединку и окончание.
Отдельная песня – само представление (это же театр, не забыли?). За счёт кучности сцена, обычно пустующая, теперь приобретала свой истинный смысл. Йонссон с оруженосцами впереди, вокалисты – в постоянной ротации. За каждым было закреплено своё место на заднике – Лилья и Шоу слева от ударника, Викстрём и Лори Льюис – справа. Американка ещё умудрялась поигрывать за синтезатором, а Томас – отпускать короткие безмятежные пассе на флейте. А круговерть четырёх голосов и вовсе обретала магический подтекст, всё отпето на филигранном уровне.
Сказка, проверенная временем
Therion не корчили пафосных лиц, не чертили в воздухе пентаграммы и не притворялись. Просто с чувством, толком, расстановкой отыграли мегапрофессиональный сет, в котором вряд ли можно найти хоть каплю негатива. Два часа за пятнадцать лет ожидания – может быть, и не так много. Но для одного морозного петербургского вечера – наверно, более чем достаточно.
Сет-лист Therion:
- Sitra Ahra
- Wine of Aluqah
- Typhon
- The Perennial Sophia
- Hellequin
- Nifelheim
- The Siren of the Woods
- Voyage of Gurdjieff
- Ljusalfheim
- Dies Irae ("Реквием" Моцарта, кавер-версия)
- Ginnungagap
- Kali Yuga, Part 3
- Call of Dagon
- Clavicula Nox
- Enter Vril-Ya
- The Blood of Kingu
- Lemuria
- Abraxas
- Unguentum Sabbati
- The Rise of Sodom and Gomorrah
- To Mega Therion
Выражаем благодарность The Motley Concerts и лично Анастасии Матюхиной за предоставленную аккредитацию. Следующее интервью читайте с группой Marduk.
Автор: Hatebreeder
Источник: metallibrary.ru