"Я думаю, что работать со мной довольно легко. Не могу себе представить, что люди думают, что со мной сложно работать."
"Я думаю, что работать со мной довольно легко. Не могу себе представить, что люди думают, что со мной сложно работать."
“Gothic Kabbalah” серьёзно отличается от “Lemuria & Sirius B” и был довольно противоречивым альбомом. Ты хотел экспериментировать с новым стилем или это случайно вышло? Некоторые даже говорят, что альбом слишком готичный…
Я не стал называть его готичным только потому, что называется “Gothic Kabbalah”. Если бы название было другим, никто бы не говорил, что он готичный. Я бы сказал, что это более прогрессивный альбом. Есть даже что-то от прог-рока. Есть разные музыкальные интервалы — в каждом готическом альбоме может быть только комбинации 4-4 (отсчитывает ритм) раз-два-три-четыре, раз-два-три-четыре. А у нас есть пять четвёртых, семь четвёртых, семь восьмых или девять восьмых! Это материал с разными музыкальными интервалами.
Но аранжирован он по очень интересному методу. Большая часть прогрессивных групп, музыкантов — это энтузиасты, их музыка очень трудная. А я пытался сделать альбом со звучанием, лёгким для восприятия. Даже твоя мама сможет слушать его. И это было большим достижением. Моя идея в том… Я написал песню "Three Treasures", и понял, что она отличается от других композиций, так что третий альбом, над которым мы работаем, должен быть другим. У меня была идея: «Попробуем, сделаем альбом в более прогрессивном ключе, более ориентированном на барабаны». Johan и Petter действительно хорошие прог-музыканты.
Johan создавал более мелодичны материал типа "The Perennial Sophia" — кто-то мог назвать это готической балладой или чем-то подобным, но посчитай размер. Ты считаешь “five five five…” Это не сифмонические и не готические элементы. Я знаю, что некоторым не понравился альбом — им может нравиться или не нравиться, это их дело. Но я думаю, что многие не разглядели изюминку альбома, они не смогли увидеть ничего гениального в нем. А гениальное в нем присутствует. Может быть, этот альбом больше для твоего разума, чем для сердца. Взять, к примеру, песню “Lemuria” — там очень простые аккорды, ты можешь сыграть их у костра, любой может сыграть их. Но в них есть свой шарм. Они проникают прямо в твоё сердце, ты хочешь петь эту песню. Тут же немного другое. Когда слушаешь песню типа "TOF – The Trinity", то видишь много удивительных вещей. В этот альбом надо вникать.
И теперь, когда ты оглядываешься на тот альбом некоторое время спустя, можешь ли ты сказать, что доволен им на 100%?
Конечно, нет. Я никогда не доволен на 100 процентов. Это такой долгий процесс, он занял девять месяцев, за которые мы записали и сделали “Gothic Kabbalah”. Когда ты много работаешь с альбомом, твой взгляд немного замутняется, ты слушаешь его, но не слышишь некоторые детали. Но когда альбом готов, и ты даёшь отдохнуть голове три или четыре недели, после этого ты слушаешь его снова и замечаешь: «А, вот тут надо было сделать вот так», «О, я знаю, как решить эту проблему», «Почему бы не сделать вот так или эдак?!»
Так происходит с каждым альбомом Therion и будет происходить со всеми будущими альбомами. Не бывает превосходного альбома. Ты счастлив, когда покидаешь студию, но через три или четыре недели ты понимаешь, что многие вещи можно было сделать по-другому. О “Gothic Kabbalah” я могу сказать, что это самый спорный альбом из всех. На других альбомах есть некоторые вещи, которыми я доволен, и другие — которыми недоволен. Я понимаю, что есть вещи, которые я мог бы сделать намного лучше, чем сделал, но есть и другие моменты, которые я считаю драгоценными находками, и я очень рад, что мы пошли именно этим путём. И это хорошо, потому что если ты делаешь альбом и ты считаешь, что доволен им на 100%, это лишь означает, что ты не смотришь глубже.
Когда ты приходишь в студию, чтобы записать альбом, ты должен всегда чувствовать, что что-то можно улучшить, что можно копнуть глубже. Когда у тебя есть композиции и ты идёшь в студию, у тебя есть идеи о том, какие песни лучше. А потом, во время процесса записи, ты обычно меняешь мнение, появляются новые фавориты, потому что ты записываешься и думаешь: «О, мы можем улучшить вот это и это, мы можем сделать это вот так — получится шикарно!» Но в студии трудно сказать, какая из песен станет хитом, а какая — нет. Судьба каждой песни решается, когда ты начинаешь исполнять материал вживую, потому что ты видишь реакцию фэнов на каждый номер. Так что это процесс постоянной переоценки материала.
Вы сняли видео на песню "Son of the Staves of Time". Кто придумал идею сюжета и где вы снимали его?
Многие творческие люди предлагали идеи, они также работали над клипом на “To Mega Therion”. Потом один студент режиссерского факультета связался со мной и рассказал мне о концепции, и я сказал: «Это хорошая идея, я думаю, стоит сделать так.» Мы планировали сделать клип раньше, но не смогли в связи с проблемами со временем. Клип был снят после того как вышел альбом, и у лейбла не было столько денег для него, потому что они хотели сначала раскрутить альбом.
У нас тоже не было денег для этой работы, но всё получилось действительно прекрасно. Это хорошо для него, потому что он хотел работать с известным именем, и это было здорово для нас, потому что у нас не было стольких идей о клипе и большого бюджета, так что все были довольны клипом. Получилось отличное видео. Это была фантастическая работа. Особенно если учитывать, что её сделал студент, только что закончивший учебное заведение.
В вашем репертуаре есть композиция “The Khlysti Evangelist” о Распутине. Чем вызван такой интерес к истории России?
Отталкиваясь от текстов моих композиций, можно сказать, что я проявляю интерес к большому количеству загадочных личностей по всему миру. А Распутин является одним из самых известных людей в России. На этом же альбоме присутствует и другой русский персонаж – Гурджиев (композиция "Voyage of Gurdjieff (The Fourth Way)" с альбома “Sirius B” – прим.ред.). На вашем месте я бы лучше спросил, почему на данном альбоме я предпочел записать партии балалайки. (смеется) Так что степень русского влияния присутствует здесь больше в музыке, нежели в текстах песен.
Недавно вы опубликовали на своем веб-сайте что-то вроде соболезнования участнику darkwave-коллектива AESMA DAEVA Earl'у Root'у, умершему от рака. Вы были друзьями?
Мы вместе играли в группе с Lori Lewis, одной из участниц мирового турне “Gothic Kabbalah” и юбилейного турне “20 Year Celebration” в 2007 году. Также в прошлом году AESMA DAEVA выступала у нас на разогреве в турне по США. Он был очень приятным парнем, а замечательные люди обычно всегда умирают. Я часто спрашиваю себя: “Почему такие люди умирают? Почему бы вместо них не сдохнуть какому-нибудь уроду?!” Умирает большое количество по-настоящему интересных, добрых и отличных людей и замечательных личностей, и это огромная потеря для всех нас.
Беседовала Ксения "Wolfin" Хорина
Перевод с английского - Visionaire, REM
Дата: 17 сентября 2008 года
Источник: darkside.ru